[Блог веселого наблюдателя ]
Главная » 2014 » Апрель » 19 » «Погружение» ВМП в систему ОМС неизбежно приведет к сокращению объемов первичной стационарной медицинской помощи
09:35
«Погружение» ВМП в систему ОМС неизбежно приведет к сокращению объемов первичной стационарной медицинской помощи

Первый заместитель министра здравоохранения Нижегородской области Ирина Переслегина:

На мой взгляд, перевод растиражированных видов высокотехнологичной медицинской помощи - правильный шаг. Это уже давно напрашивалось, и уже все понимали, что те виды медицинской помощи, которые считались ВМП, даже субъектовые медицинские организации могут выполнять уже сами.

Действительно, уникальные высокотехнологичные методы оказания медицинской помощи целесообразно, по-видимому, оставить на бюджете.

Но при передаче высокотиражируемых методов высокотехнологичной медицинской помощи как специализированной в ОМС, мы сейчас сталкиваемся с рядом проблем.

Прежде всего, я считаю, что вопрос нужно урегулировать с точки зрения объемных показателей как медицинской помощи, так и объемных показателей с точки зрения нормативов финансирования. О чем я веду речь? По той программе госгарантий, которая утверждена на 2013-2015 годы, стационарная помощь (а ВМП - это, прежде всего, стационарная помощь), у нас оказывается за счет средств ОМС (федеральный норматив - 1,66 койко-дня). Поскольку речь идет о том, что в 2014 году идет внеплановый перевод объемов ВМП в систему обязательного медицинского страхования, возникает вопрос о том, что этот норматив медицинской помощи должен быть обязательно пересмотрен.

Будет ли действительно пересмотр этого объема, например, на 2014 год? Потому что пока проект программы госгарантий на 2014-2016 годы мы еще не видели.

Если мы будем сохранять такой федеральный норматив, пусть даже с учетом заболеваемости, с учетом особенностей структуры населения, он может быть несколько выше, но тем не менее, если мы будем поддерживать такой норматив стационарной медицинской помощи, то это неминуемо приведет к тому, что мы должны будем сокращать объемы первичной стационарной медицинской помощи, то есть сокращать койки, которые оказывают первичную помощь.

Вторая проблема также касается нормативов финансирования. Я имею в виду подушевой норматив финансирования программы госгарантий. С учетом того, что отдельные виды высокотехнологичной медицинской помощи, которая теперь стала специализированной - это более дорогие методы лечения, в связи с этим они требуют и дополнительных средств, которые должны прийти вслед за ними из федерального фонда обязательного медицинского страхования.

На нашей территории 5 федеральных медицинских учреждений, мы с ними активно работаем. Федеральные учреждения всегда имели два штата: одни - занимался медицинской помощью, а второй - научной работой. Я думаю, и в дальнейшем эти вещи должны разделяться. Здесь у нас полное взаимопонимание: то, что передается как специализированная помощь будет финансироваться за счет ОМС, а то, что касается научных исследований, должно финансироваться за счет бюджета.

Руководитель Департамента здравоохранения Вологодской области Александр Колинько:

Отвечая на ваши вопросы, считаю, что передача высоких медицинских технологий в разряд специализированных абсолютно верная. К этому шли все регионы. И программа модернизации задумывалась в том числе и для этого: оснастить лечебные учреждениями компьютерами, УЗИ, технологиями, чтобы они стали обычными. Но тормозил как раз тот фактор, что высокотехнологичная медицинская помощь финансировалась только за счет средств областного бюджета и софинансировалась из федерального. Именно это было причиной того, что наша область не пошла на получение лицензий высоких технологий. У нас нет лишних денег в областном бюджете, и мы сохраняли специализированную помощь в рамках ОМС. Сейчас, когда она становится специлизированной помощью и переходит в систему ОМС, те учреждения, которые могут ее оказывать, естественно, будут увеличивать эти объемы. Но я абсолютно согласен с коллегой из Нижнего Новгорода: в отсутствии корректировки подушевого норматива, в отсутствии корректировки объемов, специализированная помощь неизбежно оттянет на себя часть объемов, которые сегодня оказываются.

Сегодня в условиях Вологодской области, цена перевода части высокотехнологичной медицинской помощи в специализированную помощь составляет 270 млн. рублей. Конкретно посчитаны все нозологии. Если считать в койках - это минус 300 коек. По сути, чтобы в рамках имеющегося финансирования обеспечить эти объемы, целиком должна уйти 1 больница. Конечно, мы все их полностью не обеспечим.

Встает вопрос: если мы не обеспечим эти объемы за отсутствием кадров и технологий, мы должны направить пациентов в федеральные клиники. Мы это и будем делать.

Я поддерживаю предложение по групповым тарифам. Для нас это было бы хорошо, потому что на нашей территории нет федеральных клиник. Когда мы будем посылать такого пациента в федеральную клинику, если это будем наш тариф и он будет высокий, это для нас будет обременительно. Если тариф будет низкий, то федеральная клиника его не возьмет. Поэтому конечно было бы лучше, если бы федеральный фонд в этих случаях финансировал по единым тарифам ту часть пациентов, которых субъекты не смогут взять на себя. Пусть это все регулируется, поскольку есть методы выравнивания. Наверное это было бы справедливо для всех территорий. В противном случае, мы опасаемся двух вещей. Первый риск - это то, что у нас не доедут пациенты, у нас пойдет уменьшение, а это нежелательно. А второй риск - то, что у нас не хватит денег на обеспечение этой высокотехнологичной помощи, или они оттянутся с первички. Поэтому мое предложение такое: частично мы берем на себя субъекты, но все-таки сохраните групповые тарифы, выравнивание надо проводить на уровне федерального фонда. В первую очередь это касается тех территорий, в которых нет федеральных клиник.

Елена Окунькова, заместитель директора Департамента специальной медицинской помощи и стандартизации здравоохранения Минздрава РФ:

Вы говорите о том, что должны направлять пациентов в федеральные клиники, если сами не можете оказать им необходимую медицинскую помощь. Почему только в федеральные? Может быть, транспортно доступнее будет направлять в соседние регионы?

Что касается опасения регионов насчет погружения в ОМС отдельных видов высокотехнологичной медицинской помощи, включая такие массовые как стентирование, эндопротезирование тазобедренных суставов, все виды ЭКО, неонатология, то мы не считаем, что здесь будут какие-то проблемы. Объем оказания высокотехнологичной медицинской помощи в федеральных клиниках был довольно незначительным, по сравнению с объемами этой помощи, оказываемой субъектами Российской Федерации. Однако субъекты довольно разные: в каких-то регионах федеральные клиники давно уже находятся в системе обязательного медицинского страхования, только сейчас это количество увеличивается. При этом субвенции федерального фонда регионам тоже будут увеличиваться, они не останутся на уровне 2013 года. Какие-то регионы относятся к этому с большой опаской, но я должна сказать, что федеральные клиники включать в ОМС все равно придется, даже которые не «проживают» в вашем регионе. Это не будет бременем по системе межтерриториальных расчетов для данного региона. Федеральная клиника должна быть доступна всей стране. Это касается и эндопротезирования тазобедренных суставов, и ЭКО. А источник финансирования - это нормированный страховой запас. Есть регионы, которые 70% субвенций, передаваемых из федерального фонда, переводят в нормированный страховой запас и помощь оказывают на территориях других субъектов. Им это выгодно, потому что у себя развивать эту помощь им очень дорого, а территориально они расположены достаточно близко.

Светлана Белостоцкая

Просмотров: 230 | Добавил: sinfloghilfseat1987 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: